Внеслужебное время

Секреты чайных церемоний


Трудно найти на Земле уголок, где не любили бы чай. Ароматный и терпкий напиток вам непременно предложат в гостях, его можно заказать и в обычном придорожном кафе, и в фешенебельном ресторане. Но настоящее чаепитие – это целый ритуал, со своей историей, законами и тайнами. И, конечно же, подлинными законодателями мод здесь являются Китай и Япония - страны, чайные традиции которых насчитывают не одно тысячелетие.
Первое упоминание о чае восходит к глубокой древности. О том, как был обнаружен дикорастущий чай, рассказывают легенды Китая, Японии, Индии. По одной из них, чай возник во времена творения земли и неба, его связывают с именем Государя Солнца Янь-ди. По другой, император Южного Китая Чен Нунг (III тысячелетие до н.э.) однажды попробовал напиток, который случайно получился из листьев, нечаянно попавших в кипяток. Напиток оказался настолько ароматным и вкусным, что император приказал собрать и сохранить эти листья, и даже издал указ о том, чтобы его отныне пили повсеместно. Вскоре чай стал в Поднебесной национальным напитком, а через некоторое время завоевал симпатии и остального мира.

Дао чая
За те века, что китайцы пьют чай, они придумали множество способов приготовления этого напитка. Так появились не только порядок пития на каждый день, но и изысканные способы для исключительных случаев. На Западе это завораживающее действо стали называть церемонией. Слово английского происхождения отразило отношение европейцев к аристократическим ритуалам и показной дворцовой жизни, с которыми они столкнулись по приезде в Срединную Империю в XVII-XVIII вв.
Сами же китайцы воспринимают процедуру употребления чая несколько иначе. Здесь речь, скорее, идет о разных способах общения, как с самим чаем, так и с людьми, участвующими в чаепитии. В китайском языке чайное действо называется «гун-фу ча», что можно перевести как «высшее мастерство чаепития».
Каждый участник китайской церемонии находит в ней что-то свое. Для одних – это способ духовной практики, позволяющий замечать тонкие изменения в окружающем мире и в себе. Для других – возможность успокоиться. Для третьих – просто способ отдохнуть и выпить хорошего чая. Гун-фу ча может длиться от 40 минут до 2 часов. Эта процедура требует особой атмосферы и специального настроя, достичь которого, впрочем, не так уж сложно. Желательно не быть стесненным по времени, чтобы не отвлекаться от созерцания собственного внутреннего мира. Предметы, окружающие вас во время чаепития, должны быть приятны для глаз. Нежной музыке положено услаждать слух. И все вокруг пребывает в гармонии, поскольку в чайном действе участвуют все пять стихий.
Огромное значение для правильного протекания всего чаепития имеет личность ведущего церемонии. Его роль и незаметная, и определяющая одновременно, поскольку ведущий чутко ощущает состояние, создаваемое чаем, и мягко реагирует на любые изменения, не давая участникам уклониться далеко в сторону. У каждого мастера гун-фу ча есть свои эксклюзивные наработки и приемы. Можно сказать, что чай создает атмосферу, а мастер ее шлифует, доводя до совершенства.
Для того чтобы проникнуться духом чайной церемонии, нужна специальная посуда. Заварку ссыпают в особую чайную коробочку - ча-хэ. Считается, что она помогает участникам церемонии «познакомиться» с чаем. Для каждого человека на маленький поднос-подставку выставляют композицию из двух чашек - чайную пару: высокая узкая чашка предназначена для восприятия аромата, а низкая широкая - для наслаждения цветом и вкусом чая. А пьют чай из фарфоровых чашек, в которых напиток остывает постепенно.
Чайник для кипячения должен быть непременно изготовлен из белой гуандунской глины. А чайники для заварки делают из пурпурно-фиолетовой глины уезда Исин. Эта глина приобрела известность как антитоксичный материал уже в наше время, и чайники из нее можно купить в магазинах, специализирующихся на продаже элитных сортов китайского чая.
Помимо заварочного чайника в китайской церемонии используют ча-хай - «море чая». По форме он напоминает сосуд для молока, используемый во время чаепития в Европе. Вся посуда выставляется на чайную доску, чай заваривают кипятком. При этом используют только родниковую воду. Ее кипятят на открытом огне, причем важно точно уловить момент готовности кипятка. Первую заливку используют для того, чтобы смыть чайную пыль с заварки и аромат предыдущего чая с чашек. Вторую порцию кипятка заливают в заварочный чайник, и затем добавляют по мере того, как заканчивается его содержимое. Получившийся настой переливают в ча-хай. А уже из этого сосуда чай разливают в высокие чашки, которые тут же накрываются широкими чашечками. Затем эту конструкцию переворачивают и подают участникам чаепития.
Приподняв высокую чашку, ее подносят к носу и медленно через нее дышат, наслаждаясь ароматом и настраивая свои каналы восприятия. Затем пьют чай, внимательно наблюдая за своими ощущениями.
В последнее время в Китае стало модно заваривать дорогой чай в стеклянных чайниках и пить его из стеклянных чашек. Посмотреть действительно есть на что. Например, желтый чай «Серебряные иглы» заваривается очень красиво: иглы встают вертикально и начинают «танцевать» - они то опускаются, то снова поднимаются. А если заваривать в стеклянном чайнике «Изумрудные спирали весны», то можно наблюдать, как раскрываются яркие бутоны.

Меч за порогом
Истоки традиционного японского чаепития следует искать на севере Индокитая, ближе к Тибету. Монахи в желтых рясах, проповедовавшие свое древнее учение, несли в дорожных мешках не только четки и свитки с изречениями учителя, но и измолотый в мелкую пыль дешевый чай – залог бодрости при многочасовых медитациях. Новое религиозное учение пожаром охватило Японию, а вместе с ним прижился и напиток чаньских монахов.
Единение человека со своим ближним и с природой – вот, пожалуй, главный смысл классической японской чайной церемонии тя-дзи. Ритуал этот проходит в специальном домике – тясицу. Скромная хижина находится в самой укромной части сада. Дорожка, выложенная крупными камнями и петляющая среди деревьев и кустов, сначала ведет посетителя к цукубаи – каменному сосуду с водой, где совершают омовение рук и полощут рот.
Во внутренние помещения домика ведет узкий и низкий вход – меньше метра в длину и ширину, что имеет особый смысл. Каждый входящий в чайное пространство, независимо от ранга и чина, должен согнуться в невольном поклоне и, как говорили в старину, «оставить за порогом меч» - раньше длинный и тяжелый клинок, пристегнутый к поясу, непросто было занести в помещение.
Сама комнатка, где совершается действо, оформляется предельно аскетично. Стены – темные, пол устлан циновками-татами, под потолком – небольшое окошко. В результате всюду царит полумрак. Для полного наслаждения японцам необходимы еще две вещи – предельная чистота и такая тишина, чтобы ухо различало комариное пение.
В качестве украшений допускаются лишь свиток с философским изречением, икебана и картина – какэмоно. Часто на полотне изображают специальный символ или девиз проводимой церемонии, поскольку каждая из них имеет свою тему. Это может быть вечнозеленая сосна – знак стойкости и вечности, красный клен – примета хрупкости и бренности человеческой жизни, хризантема, указывающая на знатность, высокое положение и т.д.
Тут же в углу комнаты – очаг с заранее приготовленными углями, как правило, из сакуры. Над очагом – котелок самой простой формы, а вместо стола – обычная циновка.
Особое значение японцы придают утвари. Чашки должны быть не фарфоровыми, а керамическими и обязательно неправильной формы. Важная деталь: на церемонии недопустима новая посуда. Поэтому ее загодя, если это требуется, подвергают искусственному старению, что придает ей необходимый налет древности.
Отдельная наука – подбор чашек. Каждому времени года соответствует определенная толщина стенок и форма посуды. Зиме, например, больше «идут» чашки «закрытые» и с утолщенными стенками, лету – «открытые» и тонкостенные.
Примерно за неделю до чайной церемонии хозяин отправляет приглашение друзьям, а те за два-три дня обязаны поблагодарить его за оказанное им доверие. В день чаепития гости собираются в специально отведенном для этого месте минут за 15-20 до назначенного времени и выбирают почетного гостя – секяку. Им обычно становится человек более высокого положения или старший по возрасту. На торжественных чаепитиях форма одежды положена парадная. Поэтому и мужчины, и женщины наряжаются в однотонные шелковые кимоно с фамильными гербами (если принадлежат к знатному роду), а на ноги надевают белые носки – таби. Помимо этого каждый приглашенный должен прихватить с собой маленький складной веер и стопку бумажных салфеток – таковы традиции.
И вот все в сборе. Хозяин или же чайный мастер усаживается возле огня лицом к посетителям, а те чинно входят и занимают места в строго определенном порядке – по старшинству. Ведущий приступает к обряду очищения посуды: протирает ее большим шелковым платком с изящным рисунком. Четыре его уголка символизируют четыре стороны света, а лицо и изнанка – небо и землю.
Затем мастер доводит воду в котелке до кипения, но не более того. Кипяченая вода – мертвая вода, уверены японцы. А дальше начинается настоящее священнодействие, где все зависит от мастера – его профессионализма, творческого подхода к делу, настроения, наконец. Он обязан знать все «от» и «до»: соотношение заварки и воды, температуру и время заваривания, длительность сбивания пены и множество других тонкостей. Если, допустим, вода слишком горячая, чай потеряет аромат, а если передержать заварку, то напиток станет горчить.
Чтобы чай «ожил» и возымел свое волшебное воздействие, его сначала нужно «разбудить» - вдохнуть в него душу. Для этого листочки помещают в ча-хэ – «чайную колыбель». Каждый гость, держа ча-хэ в сложенных лодочкой ладонях, подносит ее к лицу и согревает чай своим дыханием, помогая ему скорее «проснуться». Затем мастер высыпает содержимое «колыбели» в заранее прогретый чайник. Первую заварку в Японии тоже пить не принято – чай только что «проснулся» и еще не успел набрать нужной силы. «Разбуженный» напиток перемещают в сосуд, напоминающий молочник, а уже из него разливают в чашки.
Обычно во время классической церемонии мастер готовит два вида напитка – кой-тя (густой и крепкий чай) и усу-тя (слабый чай). Чаепитие принято начинать с густого чая. Его заваривают в большой керамической чашке, из которой каждый отпивает маленький глоток и передает ее соседу, не забыв обтереть края бумажной салфеткой. А вот «жидкий» чай заваривают в небольших чашках, причем для каждого гостя – отдельно. В этом случае мастер в каждую емкость насыпает по ложке чая и, добавив чуть воды, сначала с усердием сбивает пену бамбуковым венчиком, а уж затем заваривает напиток.
Итак, чай готов. Хозяин разливает его по чашкам и передает посетителям той стороной посуды, которую считает самой красивой. Только пить полагается все же с «некрасивой» стороны: прикосновение губами к «лицу» - верх невежества. Когда чай выпит, гость начинает внимательно рассматривать посуду со всех сторон, ведь каждая чашка – подлинное произведение искусства. Держа этот шедевр на левой ладони, его медленно поворачивают, вслух восхищаясь формой, цветом, рисунком и даже фактурой материала, заглядывают внутрь и лишь после этого, перевернув вверх дном, отставляют.
После чаепития гости, демонстрируя свое красноречие, ведут беседы о прекрасном, например, о свитке в специальной нише – токономе или о философском смысле начертанного на нем изречения. А вот разговоры на будничные или деловые темы совершенно недопустимы.

С поправкой на менталитет
Безусловно, выполнить все требования истинно китайского или японского чаепития нелегко. Российская практика показывает, что более доступен и хорошо сочетаем с нашим менталитетом творческий синтез этих ритуалов с легким налетом импровизации. Итак, если вы хотите, чтобы «чаетерапия» прошла с надлежащим морально восстанавливающим результатом, учтите несколько нюансов:
- оптимальное количество участников чайной церемонии – четверо, включая вас;
- пить чай следует только из фарфоровых чашек. На это имеются как минимум две причины. Первая, сугубо материалистическая: чай в толстостенной фаянсовой или керамической посуде теряет вкус. И вторая, духовная: согласно китайской традиции чай из фарфоровых чашек усиливает энергию ци, то есть, восстанавливает ваше внутреннее равновесие, от которого зависит настроение и самочувствие;
- стол следует накрыть скатертью (ни в коем случае не клеенчатой) и поставить в центр маленький букетик живых цветов. Это уже английская причуда, преследующая одну единственную цель - создать уютную, комфортную обстановку;
- по возможности нужно заваривать три сорта чая: черный душистый, чай с мятой и чай с жасмином. Китайские мастера утверждают, что черный чай укрепляет дух, чай с мятой – изгоняет из сердца печали, а чай с жасмином вселяет любовь и надежду.
Приятного вам чаепития!


Елена СТЕПУНИНА

СОБЫТИЯ и МНЕНИЯ

Сергей Липовой: Самый главный итог сирийского конфликта – это срыв американских планов, второго Ирака не случилось

Министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил об окончании войны в Сирии. По его словам, страна постепенно возвращается к нормальной, мирной жизни. При этом он отметил, что...

Александр Перенджиев оценил заявление британского военного о «самом опасном» российском оружие

Помощник по потенциалу и боеготовности начальника штаба ВВС Великобритании Джулиан Болл заявил, что самое опасное российское оружие – это зенитно-ракетный комплекс С-400,...

Александр Михайлов: В отношении блогера Синицы суд вынес справедливое решение

Пресненский суд Москву приговорил 30-летнего блогера Владислава Синицу, известного под псевдонимом Макс Стеклов, к пяти годам колонии общего режима. Жителя подмосковных Люберец...

Игорь Шевчук: Защита от терроризма в России должна строиться на предотвращении возможных терактов

В России ежегодно 3 сентября отмечается особая дата – День солидарности в борьбе с терроризмом. В этот день россияне с горечью вспоминают людей, погибших от рук террористов...

Сергей Липовой: Конфликт в Донбассе будет решен только уходом украинской армии из этого региона

Президент США Дональд Трамп распорядился провести углубленную проверку освоения Украиной американской военной помощи. Он поручил проанализировать, используется ли эта помощь...

Ирина Дережова: Ограничение использования мобильных телефонов в школах – правильная и своевременная мера

Профильные ведомства рекомендуют ограничить использование мобильных телефонов на уроках, а при входе в образовательную организацию переводить устройства в режим «без звука...

Александр Михайлов: Коррупционеров в спецслужбах и госструктурах нужно судить как за измену Родине

Руководитель Центрального исполкома «ОФИЦЕРОВ РОССИИ», генерал-лейтенант полиции Александр Михайлов в интервью «АиФ» поднял темы коррупции в силовых...

Советы

Наши мероприятия

президиум

члены организации


В разделе созданы персональные страницы людей, кого сегодня с нами нет, кто будет служить примером для сегодняшних сотрудников силовых ведомств и простых граждан. Пожертвовав своей жизнью, они до конца выполнили свой гражданский, служебный и воинский долг.
 

Журнал «Офицеры»