Внеслужебное время

Осторожно – киви! Новозеландские заметки российского велотуриста


Название этой страны у нас услышишь не часто, и объяснение тому вполне логичное: ведь Новая Зеландия — это же где-то «за тридевять земель», «на другой стороне Земли»! Для подавляющего большинства россиян островное государство в Южном полушарии кажется настоящей «терра инкогнито», о существовании которой напоминают лишь встречающееся в продаже вкусное сливочное масло тамошнего производства, да футбольная команда, удивившая всех на недавнем чемпионате мира. Автору этих строк довелось совершить большое путешествие по «новозеландщине» в составе группы велотуристов и познакомиться с тамошними достопримечательностями.
Чего, чего, а уж «изюминок», привлекательных для заезжей публики, в Новой Зеландии предостаточно — целая виноградная гроздь наберется. Красивейшие фьорды и водопады, гейзеры и вулканы, ледники и горячие источники, киви и пингвины… А чудо-пляжи? А исполинские древовидные папоротники? В общем, посмотреть есть на что, осталось только добраться до всей этой экзотики. Но тут надо быть готовым к некоторым сложностям.
Прямых авиарейсов в Новую Зеландию у нас нет, так что придется лететь с пересадкой, совершив по воздуху путешествие длиной почти в половину экватора и продолжительностью около суток. Дополнительные трудности создает (по крайней мере таким «самоходным» туристским группам, как наша) забота об экологической чистоте, которую всячески подджерживают островитяне. По причине такого их пунктика все прилетевшие иностранцы проходят в международном аэропорту крупнейшего новозеландского города Окленд не только таможенный контроль, но еще и экологический. Нас, например, попросили развернуть тент одной из палаток, а также не поленились заглянуть в чехол и оценить, насколько хорошо помыты покрышки привезенного «с большой земли» велосипеда… Если бы контролеру показалось, что эти вещи выглядят не совсем чистыми, их обязательно забрали бы на спецобработку, сроки которой вполне могли и затянуться - в назидание нерадивому визитеру!

Трансформеры на обочине
Для велосипедиста, так же как и для автомобилиста, первый и самый предсказуемый новозеландский эксклюзив — левостороннее движение. Впрочем к такой специфике бывшей британской колонии привыкаешь довольно быстро, а вежливость местных водителей помогает избежать неприятных эксцессов на улицах и автотассах в период адаптации. Сами дороги настроения тоже не портят: практически везде хороший асфальт и знаки ограничения скорости с радующим глаз числом 100 (даже на многочисленных горных участках!).
Кстати, о дорожных знаках. Художники-островитяне постарались и изобразили много такого, что российскому водителю покажется непривычным. Самая распространенная здесь форма знаков — ромб. И желтое поле на нем. Картинки весьма специфические. Например — «змейка», которая обозначает извилистую дорогу. Или знак «Осторожно — киви!», где изображена эта уникальная новозеландская птица. Порой встречаются знаки с какими-то нарисованными на них «пауками» или «осьминогами»: пучок линий, расходящихся в разные стороны. На самом деле это всего-навсего обозначение перекрестков. В Новой Зеландии предпочитают в каждом конкретном случае воспроизводить на указателе точную схему — как проходит основная трасса, сколько и где в нее «втыкается» второстепенных дорог…
Еще одно ноу-хау местных дорожных служб  — складные знаки-трансформеры. На «пересеченке» и горных участках трасс (а таких в Новой Зеландии - больше половины всей дорожной сети) нам то и дело попадались столбы, украшенные непонятными серыми треугольниками. При ближайшем рассмотрении оказалось, что это все те же ромбовидные знаки, только на время «выключенные» из работы и сложенные пополам, так что водителю видна лишь их пустая изнанка. Любопытства ради я приподнял свисающую на петлях верхнюю часть одного из «безработных» знаков. В развернутом виде он оказался предупреждающим: «Осторожно — скользкая дорога!» Такие опасные условия возникают только в холодное время года. Вот тогда-то сотрудники дорожных служб приезжают и открывают эти знаки, фиксируя откидную половинку каждого из них при помощи специально предусмотренного запора.
Движение на многих новозеландских трассах ненапряженное, машин мало, а потому дорожники сэкономили, соорудив узкие мостовые переходы, по которым автомобили движутся поочередно в противоположные стороны. На подъезде к каждому такому сооружению прямо на асфальте крупно сделана предупреждающая надпись «One lane bridge», то есть «Однополосный мост». Встречаются даже мосты-«универсалы», где эту единственную узкую полосу для движения автомобилям приходится делить с поездами. Рельсы магистральной «железки» проложены прямо посреди асфальта, — совсем как трамвайные пути на какой-нибудь московской улице!

Пляж с подогревом
Два острова, названных без затей — Северный и Южный, на которых и расположена практически вся Новая Зеландия, при ближайшем рассмотрении оказываются совсем не маленькими. От южного краешка острова Южного до северной оконечности острова Северного — почти 2 тыс. км по прямой. На этих просторах, сопоставимых по площади с Англией или с Японией, проживает всего 4 млн. человек.
Зимы в нашем понимании у новозеландцев не бывает. Снег даже в самую холодную пору выпадает лишь в горах, а внизу сохраняется устойчивый плюс — не ниже 6-8 градусов. Зато летом (а это декабрь—февраль) “поджаривает” до 25-35 выше ноля. Впрочем даже в разгар курортного сезона погода бывает далеко не всегда идеально комфортной для отдыха. Радикальная смена погодных условий может происходить по пять-восемь-десять раз на дню. Только что светило солнце — и вот уже примчалась откуда-то серая пелена туч, начался дождь… Считаные минуты спустя — опять ясно, но лишь успел раздеться, вновь с неба посыпалась морось…
Гордость Новой Зеландии — природные уникумы, которые привлекают сюда гостей из многих стран. Например, обширные лавовые поля, окружающие вулкан Тонгариро на севере страны. Эти специфические “внеземные пейзажи” поразили даже создателей знаменитой киноэпопеи “Властелин колец”, которые решили снимать часть эпизодов своего фильма именно в далекой новозеландской “глубинке”. Для туристов по горам через лавовые поля промаркирована 20-километровая тропа. Поход по ней требует сил, — ведь предстоит подняться по крутым склонам вулкана на высоту более 1000 метров, пройти по узкому, “плывущему” под ногами гребню горы… Зато наверху этот труд будет вознагражден видом лазорево-голубых озер, черных застывших потоков лавы, многочисленных микро-кратеров и “дырок”, которые постоянно курятся паром и утробно булькают...
Отголоски бурной жизни недр встречаются туристам и в некоторых других местах Северного острова. В окрестностях Роторуа — разнообразие термальных источников (кое-где “жерла” подземных выбросов шипят-парят прямо во дворах возле жилых домов, а сам этот немаленький город буквально пропитан специфическим запахом сероводорода). В местечке Вайо-Тапу горячие глубинные воды, насыщенные минералами, образовали на поверхности удивительной раскраски “окаменевшие реки”, озера с ярко голубой, желтой (за счет большого количества серы) водой, с  оранжевыми берегами,…
Есть в “арсенале” у новозеландцской природы и гейзеры. Правда, большинство из них к туристскому любопытству равнодушно. — При посещении термальных полей в местечке Оракеи Корако мы просидели возле “Алмаза” и “Пасти дьявола” почти час, но так и не дождались “времени Ч” (путеводитель туманно информировал, что эти подземные источники срабатывают “6—8 раз в сутки”). На фоне такой непредсказуемости своих “собратьев” гейзер неподалеку от упомянутого уже Вайо-Тапу прямо-таки заинтриговал нас своей пунктуальностью: в буклете сообщено, что его извержения случаются ежедневно ровно в 10.15.
Заблаговременно добравшись до заветного места, мы обнаружили многочисленные лавочки, занятые зрителями; внизу перед этим амфитеатром белел конус гейзера. В 10.10 к нему вышел представительной наружности мужчина и начал рассказывать о загадках, таящихся в недрах Земли. Потом поднялся к устью гейзера и бросил в него пригоршню… стирального порошка! Благодаря такому катализатору подземный источник забурлил, и буквально через минуту (ровно в четверть одиннадцатого) над поляной поднялся фонтан воды высотой в четыре человеческих роста. — Конгениально. Воистину “мы не можем ждать милостей от природы”!
Приятный сюрприз природа приготовила туристам в местечке Хот Вотер Бич, расположенном на берегу полуострова Коромандел. Прямо на пляже, в полосе прилива сквозь песок пробиваются подземные источники, температура которых достигает 70 градусов. Внешне ничем не приметный пятачок пляжа, но едва наступишь босой ногой, тут же отдергиваешь — горячо! Отдыхающие приспособились рыть в песке большие ямы, в которых смешивается подземный кипяток с морской водицей, так что можно с большой приятностью принять теплую ванну самой подходящей температуры. В расположенном по соседству центре отдыха желающим даже выдают напрокат лопаты. Одно плохо: во время прилива океан затапливает участок с подземными горячими источниками, уничтожая все, что было выкопано туристской братией.
Как утверждают специалисты, в мире нет аналогов леднику на Южном острове, у поселка Фокс Глесьер. Этот многокилометровый “язык” льда и спрессованного снега вытянулся с гор прямо к зарослям тропического леса. Прогулка среди голубовато-белых глыб разрешена организованным группам туристов лишь под присмотром гидов-инструкторов. Такие строгости связаны с тем, что этот ледник — весьма “мобильный”. Он ползет вниз по склону со скоростью около полуметра в сутки, а потому ледяной рельеф постоянно меняется — возникают новые глубокие трещины, коварные провалы, прикрытые сверху лишь тонкой корочкой… Проводники не только подстраховывают своих подопечных от возможных неприятных сюрпризов, но еще и находят для них самые красивые уголки (“фирменное блюдо” — ледяные пещеры, таинственно мерцающие в своей глубине переливами бирюзового цвета).
Хотя матушка-природа не поскупилась на чудеса свои для новозеландских островов, однако этого местным жителям показалось мало. И они кое-где еще и “усовершенствовали” окружающие ландшафты. Вот, к примеру, выдолбили в недрах горы огромную пещеру, установили там электротурбины и провели к ним подземные каналы. Теперь вода из озера Манапури вращает лопасти, устремляясь к ближайшему фьорду, уровень которого на 178 метров ниже уровня озера. Получилась самая мощная на островах ГЭС. По двухкилометровому вспомогательному тоннелю, использовавшемуся строителями при сооружении этого необычного энергетического объекта, автобусы теперь возят туристов на экскурсии в зал подземной гидростанции. 
Среди экзотических местных животных самое “фирменное”, конечно — киви. Бескрылая длинноносая “курица” обитает только в Новой Зеландии и пользуется здесь статусом VIP-персоны. Даже по железным дорогам курсируют локомотивы с надписью “Kivi trail”. Впрочем увидеть пернатое чудо не так легко: птица ведет ночной образ жизни. Зато другая местная птаха-“бескрылка” — века, куда более активна. Чуть только мы расслабились на отдыхе в одном из тихих лесных кемпингов, нахальная курочка, вынырнув из ближайших зарослей, залезла под тент палатки и буквально на глазах у изумленного хозяина поволокла в кусты пакетик с орехами!
“Коллекцию” нелетающиих птиц в Новой Зеландии дополняют еще и желтоглазые пингвины. Когда-то давным-давно они умудрились (на “попутных” льдинах) добраться сюда из Антарктики. Предприимчивые новозеландцы объявили территорию, где обитают пингвины, заповедником, соорудили среди травы и кустов замаскированные от птиц траншеи и наблюдательные пункты и теперь водят “в гости” к “антарктическим эмигрантам” группы туристов. Если не шуметь, не злоупотреблять фотовспышкой, можно подкрасться к желтоглазикам буквально на считаные метры.
Среди местных летающих “экзотов” привлекат внимание горный попугай кеа. Эта довольно крупная птица отличается большим любопытством, легко привыкает к человеческому обществу, а за свои выходки получила прозвище “горного клоуна”. Кеа облюбовали многие места “на пленере”, часто посещаемые туристами, и там кормятся. При этом попугаи отнюдь не обременены этическими и моральными принципами, а потому откровенно попрошайничают, и, получив отказ, могут мстительно пройтись острыми когтями по лакированому капоту вашего авто…
А вот экзотический для нас поссум (опоссум) — настоящая “персона нон грата” на островах. Завезенный много лет назад с материка зверек в расплодился сверх всякой меры и стал представлять серьезную угрозу новозеландской экосистеме. “Поссумную проблему” в подробностях объяснила гид-проводник во время одного из наших пешеходных “рейдов”: “Сейчас в Новой Зеландии насчитывается более 70 миллионов этих зверей. Они объедают листву на деревьях, разоряют птичьи гнезда, являются переносчиками опасных заболеваний. Поэтому их активно уничтожают. Если автомобилист заметит поссума, выбежавшего на дорогу, то, как правило, постарается его сбить!..”

Мост памяти
Новая Зеландия — страна “молодая”. Европейцы открыли ее для себя в XVIII столетии благодаря знаменитым путешественникам Тасману и Куку. (Первый из них увековечен в названии огромного Тасманова моря, отделяющего страну от Австралии, в честь второго назван пролив между Северным и Южным островом и самая большая новозеландская гора высотой 3754 метра.) “Доевропейская” история этого островного государства связана с племенем маори, которое поселилось здесь несколько веков назад. После долгого периода колонизации Новой Зеландии англичанами их потомки сейчас вполне мирно уживаются с потомками уцелевших маорийцев (эти аборигены составляют около 17% сегодняшнего населения страны).
Военные конфликты благополучно обходили далекие острова в Южном полушарии. Однако их жителям все-таки не раз доводилось участвовать в сражениях, что называется “на выезде”. — Во времена, когда Новая Зеландия являлась частью Британской империи, экспедиционный корпус, набранный из островитян, по воле Лондона отправляли сражаться на поля 1-й и 2-й Мировой войны, в “горячие точки” в Африке и Азии… Память о своих погибших земляках новозеландцы хранят достойно. На нашем пути  — в городах, послках, даже просто у перекрестков дорог, — мы не раз встречали обелиски и монументы с высеченными именами воинов и датами их гибели: “1916”,.. “1944”,.. “1945”…
Один из самых впечатляющих военных мемориалов довелось увидеть, добравшись до Крайсчерча — крупнейшего города Южного острова. В самом центре этого новозеландского мегаполиса (с населением более 350 тысяч человек) построен так называемый Мост памяти. — Монументальная мостовая конструкция, перекинутая через небольшую речку, дополняется триумфальной аркой, украшенной скульптурами “геральдических” королевских львов, а на белокаменной поверхности арки выбиты слова посвящения всем новозеландцам, погибшим во время военных действий, и указаны годы (вплоть до 1975-го) и названия стран и континентов, где они сложили головы. — В числе прочих здесь можно увидеть и такие экзотические “координаты”, как Судан, Эритрея…       
На островах найдется немало интересного для любителей старой техники. Довелось, например, увидеть в действии… ровестника легендарной “Авроры”. Паромную переправу на озере Вакатипу обслуживает пароход, построенный аж в 1912 году! “Старичка” поддерживают в идеальном рабочем состоянии. На борту — все “по-настоящему”: сквозь специально сделанную прозрачную палубу видно, как в трюме кочегар бросает уголь в топку, как движутся огромные рычаги паровой машины…
К старой технике в этой стране вообще относятся с пиететом. Чувствуется, что сдача металлолома никогда не была у здешних жителей в почете: практически каждое фермерское хозяйство украшают — в виде таких своеобразных монументов — “доисторические” трактора или колеса от них, плуги, коленчатые валы… Во дворах многих ферм стоят на приколе старые автобусы, грузовики...  В нескольких населенных пунктах доводилось проезжать мимо выставленных прямо вдоль фасадов домов верениц  ретромобилей и ретромопедов. Даже в кемпингах кое-где можно полюбоваться настоящими коллекциями автомобилей образца 1950-х — 1960-х выставленными здесь хозяевами “туристских объектов”. Да и на улицах городов время от времени попадались на глаза бодро тарахтящие “четырехколесные ветераны”, любовно восстановленные прямо-таки до идеального состояния. В упомянутом уже Крайсчерче  сохранена трамвайная линия, по которой специально для туристов курсируют несколько совершенно обаятельных вагонов-“дедушек” образца начала прошлого века…

***
“О-о, Раша?! Вы у нас тут первые русские.” — Подобные высказывания участникам нашей группы доводилось слышать неоднократно. — В офисах турфирм, в кемпингах, в уличных кафе… Новая Зеландия пока остается в стороне от путей “массовой миграции” российских туристов, однако тем, кто сумел-таки добраться до этого “края земли”, уже никогда не избавиться от желания вновь увидеть его красоты и чудеса.


Александр ДОБРОВОЛЬСКИЙ

СОБЫТИЯ и МНЕНИЯ

Сергей Ермоленко прокомментировал новые нормы переселения из ЗАТО уволенных в запас военнослужащих

Переселенцев из закрытых военных городков обеспечат жильем из расчета 33 квадратных метра для одиноких, 42 квадратных метра для семьи из двух человек и еще по 18 квадратных метров...

Сергей Липовой: Агрессивное наращивание военной мощи США в Европе может привести к серьезной конфронтации

США разместят в Польше эскадрилью разведывательных беспилотников MQ-9. Этот пункт содержится в совместной декларации об оборонном сотрудничестве, которую подписали президенты...

Василий Дандыкин: Российский флот сможет дать адекватный отпор любым нападениям и нанести разрушительный ущерб врагу

По данным международного исследования журнала The National Interest, США не смогут одержать победу над российским флотом. В основе такого вывода лежит отсутствие необходимого...

Юрий Сытник: Новые правила прохождения медкомиссий для призывников – необходимые и своевременные

Министерство обороны России подготовило проект поправок в закон «О воинской обязанности и военной службе», согласно которым правила прохождения медицинской комиссии...

Ирина Дережова: Армия заинтересована в том, чтобы в военные вузы поступали абитуриенты с осознанным выбором военной специальности

Начиная с 2019 года, при приеме в военный вуз будут учитывать индивидуальные достижения абитуриентов. Одним из таких достижений является участие во Всероссийском детско-юношеском...

Сергей Липовой: Мы можем потребовать от НАТО и США убраться из Восточной Европы и Прибалтики

Председатель Президиума «ОФИЦЕРОВ РОССИИ», Герой России, генерал-майор Сергей Липовой прокомментировал призыв главы военного комитета НАТО Стюарта Пича к России...

Александр Михайлов: Созданная система антитеррористической деятельности привела в боевую готовность спецслужбы в регионах

Двое боевиков, запланировавших совершение теракта, ликвидированы в городе Кольчугино Владимирской области в ходе контртеррористической операции, передает информационный центр...

Советы

Наши мероприятия

президиум

члены организации


В разделе созданы персональные страницы людей, кого сегодня с нами нет, кто будет служить примером для сегодняшних сотрудников силовых ведомств и простых граждан. Пожертвовав своей жизнью, они до конца выполнили свой гражданский, служебный и воинский долг.
 

Журнал «Офицеры»