История

Под сенью «Веселого Роджера»



Что мы знаем о пиратах? Память, обратившись к детским книжкам, услужливо выдает ассоциативный ряд: золотые клады и необитаемые острова, старые потертые карты и бочонки с ромом, «Веселый Роджер» над мачтой и жестокие абордажные схватки. За тысячи лет существования этой древнейшей морской «профессии» подлинные исторические факты о ее представителях так причудливо переплелись c выдумками, что отделить одного от другого почти невозможно. Но кому хочется знать скучную правду, когда речь идет о пиратской романтике?

Морские разбойники появились еще в глубокой древности. Есть все основания полагать, что в тот день, когда первый торговец, нагрузив свою выдолбленную из ствола дерева лодку, отправился в путь, его уже поджидал и первый пират. Чаще всего пиратством промышляли прибрежные племена и народы, а впоследствии   даже целые государства. Впрочем, сильные мира сего куда чаще пытались раз и навсегда положить конец бандитизму на морях. Кстати, первый в истории военный флот был создан критским царем Миносом в III в. до н.э. именно для этих целей, но возложенных на него надежд не оправдал.
На протяжении столетий джентльменов удачи безжалостно преследовали и казнили, однако искоренить пиратство не удавалось. Любителей легкой наживы всегда находилось предостаточно.

Последний козырь королей
В эпоху великих географических открытий (XV-XVII вв.) профессия пирата стала чрезвычайно востребованной, и даже приобрела некий романтический оттенок (за что отдельное спасибо тогдашним «менеджерам по подбору персонала» и литераторам). Новые богатые земли, открытые мореплавателями, стали яблоком раздора между крупнейшими на тот момент мировыми державами – Испанией, Португалией, Англией и Францией. А на войне, как известно, все средства хороши. Тут-то и пригодились пираты.
На океанских просторах безраздельно властвовали Португалия и Испания. Правителями этих стран владела одна страсть: отыскать кратчайший морской путь в Индию с ее сказочными богатствами. Борьба велась нешуточная и на самом высочайшем уровне.
Португальцы оказались расторопнее – они сумели склонить на свою сторону главу Ватикана. Папа Каллист III издал буллу, закрепившую права Португалии на все земли, открытые южнее параллели Канарских островов. Нарушителям папского постановления грозила анафема. Таким образом, испанцам, а тем более французам и англичанам путь на юг был отрезан.
Но тут появился Христофор Колумб   счастливый «козырь» в испанской колоде: он обещал достичь Индии, поплыв на запад. И достиг! Открытая им «Индия» – на самом деле Америка, оказалась фантастически богатой землей, и испанская монархия поспешила «застолбить» эту территорию за собой. К тому времени Каллиста III сменил папа Александр VI Борджиа. Недолго думая и, никого не спрашивая (а с кем должен советоваться наместник Бога на земле?) он своим указом разделил мир между Испанией и Португалией по вертикали, от полюса к полюсу, примерно по 46-му западному меридиану.
Подобное решение вопроса не устраивало ни французов, ни англичан. Но добиться справедливости дипломатическим путем им не удалось. И тогда в ход пошли другие средства.
Уже в 1497 г. Колумбу, возвращавшемуся из третьего плавания к берегам Америки, пришлось спасаться на острове Мадейра от некоего французского капера, действовавшего с ведома и благословения своего монарха. Недолго оставалась в стороне и оскорбленная Англия: страна также повела свою необъявленную морскую войну против испанцев и португальцев. Официально между державами   участницами конфликта сохранялся мир. Но в то же время английские и французские каперы буквально не давали прохода караванам испанских галеонов, шедших из южно-американских колоний с дорогими грузами. Одним словом, на сцене воцарились пираты…

Корсар каперу не товарищ
…а если быть точнее   флибустьеры, каперы и корсары. Ведь между пиратством и этими благородными профессиями существует принципиальная разница.
Пиратство – это морской разбой, следовательно, пираты – преступники. Каперство же – это морской террор против военных и мирных кораблей враждебного государства, осуществляемый по поручению или с разрешения властей. Каперы (иначе приватиры) официально получали почти весь барыш от разбойных нападений. А государство имело свой процент с прибыли и моральное удовлетворение.
В своей отчизне каперы преследованиям не подлежали, а в случае пленения противником могли требовать, чтобы с ними обращались, как с военнопленными. Любопытный факт: официально каперство было запрещено лишь после… Второй мировой войны!
Морских разбойников, действовавших исключительно против испанцев, в Англии называли флибустьерами, а во Франции – корсарами.
Для того чтобы отличать честных каперов от пиратов, находившихся вне закона, английское правительство в 1694 г. обязало капитанов всех своих приватирских кораблей вывесить на суднах знак отличия – красный флаг. Охочие до громких имен моряки тут же окрестили его «Красным Джеком» (Red Jack)   по аналогии с государственным флагом Великобритании (Union Jack).
Французы, в те времена тесно дружившие с Англией против Испании и Португалии, быстро восприняли нововведение: над палубами их кораблей взвились «Красные красавцы» (Jolie Rouge). Английские флибустьеры, в свою очередь взяли на вооружение это словосочетание, но, разумеется, переиначив его на свой манер. Так и появился на свет «Веселый Роджер» (Jolly Roger).
Впрочем, есть и другая версия происхождения этого названия. В ирландских и северных английских деревнях, откуда были родом большинство бравых каперов, Веселым (иногда – Старым) Роджером называли дьявола. И действительно: куда же в таком лихом деле без поддержки нечистого?
А вот знакомый нам по многочисленным романам и фильмам о пиратах черный флаг с черепом и двумя перекрещенными под ним костями появился с легкой руки истинных пиратов. Этот флаг обычно поднимали перед атакой. И когда противник понимал, с кем имеет дело, возможностей для отступления уже не оставалось. Черный флаг на мачте воспринимался как приказ немедленно остановиться и капитулировать. Если же команда корабля, подвергшегося нападению, не подчинялась требованиям пиратов, черный стяг меняли на красный или желтый. Это означало, что в живых бандиты не оставят никого.
Во время морских скитаний разбойники предпочитали поднимать над своими судами «Веселого Роджера»: дескать, идет «свой» капер, честный налогоплательщик и труженик. На расстоянии в несколько километров другие подробности было трудно разглядеть даже в подзорную трубу.
Помимо черепа с костями пиратские флаги часто украшали и другие символы: скрещенные сабли, песочные часы, скелеты. Самые тщеславные пираты вышивали на флагах собственные портреты. Например, у англичанина Бартоломью Робертса было аж два подобных знамени: на одном пират попирал черепа, символизирующие острова Барбадос и Мартинику, на другом вместе со Смертью держал песочные часы.
Пока одни джентльмены удачи подвергались нападкам и гонениям…

Мавр сделал свое дело
…другие – те, что состояли на государственной службе, процветали. Наибольшего размаха легализованное пиратство достигло в 60-80-х годах XVII в. Тогда на маленьком островке Тортуга в Карибском море даже появилась целая пиратская республика! Обосновавшись во французской колонии у северных берегов Гаити, флибустьеры терроризировали испанские корабли, караваны и поселения. За возможность укрыться в удобной и неприступной Кайонской бухте они исправно отстегивали в королевскую казну десятую долю награбленного. Впоследствии центр разбойного промысла переместился в английскую колонию на Ямайке.
Служба таких пиратов иногда оценивались очень высоко, причем не только в денежном эквиваленте. Капитаны Френсис Дрейк и Ричард Хоккинс получили чины вице-адмиралов. Хотя английская королева и признавалась, что порой не знала – приветствовать их как героев или повесить на рее как преступников.
Между прочим, к услугам каперов прибегали и отечественные правители: начиная со времен Ивана Грозного, который поощрял грабеж польских, литовских и шведских кораблей, и заканчивая 1805 г., когда адмирал Синявин в последний раз выдал каперские патенты для борьбы с французским флотом.
Флибустьерская вольница на Ямайке просуществовала относительно недолго – всего около 75 лет. Но мавр свое дело сделал: за это время монополия испанцев на Новый Свет была окончательно разрушена. Испания лишилась титула «владычицы морей», и дальнейшие действия оставшихся без работы каперов могли только усложнить международную обстановку. Поэтому на Парижском международном конгрессе 1856 г. каперство было запрещено раз и навсегда.
Флибустьеры, приватиры и каперы в одночасье превратились в заурядных пиратов. Метрополии принялись наводить порядок в колониях. Беспрецедентное назначение бывшего капера – знаменитого англичанина Генри Моргана – на пост вице-губернатора Ямайки было частью политической игры. Новоявленный государственный деятель рьяно принялся бороться со своими вчерашними подельниками. И преуспел на этом поприще: основная масса карибских пиратов была вынуждена перебраться в далекий Индийский океан. Впрочем, смена декораций не вынудила их оставить свое жестокое ремесло. Государства снаряжали за ними карательные экспедиции, суды не ведали снисхождения к морским разбойникам, попавшим в руки закона, но… пиратство продолжало жить. Уже без всякой монаршей поддержки и тем более романтического флера – лишь необузданной жаждой насилия и грабежа.
Кстати, образ благородного пирата, столь часто встречающийся на страницах приключенческих романов и голливудских блокбастеров – чистой воды химера. Это всего лишь порождение «блатной поэзии», хотя и очень высокого качества: свой вклад в романтизацию пиратства внесли такие именитые литераторы как Гомер, Байрон, Скотт, Сервантес и Саббатини. Увы, в действительности порядочные люди среди пиратов попадались крайне редко.
Казалось бы, золотая эпоха пиратства давным-давно закончилась…

Пираты XXI века
…но и сегодня на морях-океанах все отнюдь не так спокойно, как хотелось бы.
Пиратство как форма разбоя распространено в тех местах, где царит бедность, процветают контрабанда, коррупция и наркоторговля. Современное пиратство накрепко срослось с организованным криминалитетом. В Азии, к примеру, морских разбойников контролируют китайские преступные группировки, так называемые триады.
На пиратские суда приходится львиная доля контрабанды. Они же осуществляют операции по перевозке наркотиков. Так, в Южной Америке пиратство возродилось в 70-х годах прошлого века, когда колумбийские наркобароны резко увеличили поставки кокаина в США.
Нынешних пиратов можно условно разделить на три категории. Первая   обычные шайки, которые вооружены ножами и пистолетами. Используя фактор внезапности, они нападают на суда в открытом море или в гавани, грабят пассажиров и экипаж. Как правило, они не покушаются на захват самого судна, а ограничиваются лишь судовой кассой и частью груза.
Вторая категория   это банды, вооруженные крупнокалиберными пулеметами, автоматами, гранатометами и даже переносными ракетными комплексами. Они нередко уничтожают весь экипаж, захватывают судно и груз.
К третьей категории можно отнести международные организованные группы, которые захватывают корабли с особо ценными грузами. Такие пираты используют современную спутниковую навигацию и средства связи, обладают агентурной сетью, обширными связями в различных эшелонах власти.
Согласно данным Международного аналитического центра по борьбе с пиратством, штаб-квартира которого расположена в Куала-Лумпуре (Малайзия), наибольшую активность морские разбойники проявляют сегодня в Южно-Китайском море.
Еще одно гнездо мирового пиратства – Сомали. Дабы свести риск встречи с лихими людьми к минимуму, торговым и пассажирским судам рекомендуют не приближаться к побережью этой африканской страны ближе чем на 50 миль. А в июне 2008 г. Совет Безопасности ООН единогласно принял резолюцию, разрешающую иностранным военным кораблям давать сомалийским пиратам вооруженный отпор.
Впрочем, свои пираты есть и в других районах планеты. Только с начала столетия в Индийском океане было зафиксировано 96 нападений, у берегов Южной Америки и в Карибском море – 72, у берегов Западной Африки – 67, в Малаккском проливе – 38.
Пираты ХХI в. мало отличаются от своих предшественников: это все те же расчетливые преступники, воры и убийцы. Поэтому пиратство – серьезная проблема, над решением которой бьются правительства ведущих мировых держав. Остается надеяться, что результаты этой борьбы будут гораздо более ощутимыми, нежели в свое время у царя Миноса.


Елена СТЕПУНИНА
 
 

СОБЫТИЯ и МНЕНИЯ

Сергей Липовой: Активность военных самолетов НАТО у российских границ в Крыму – открытая провокация

Накануне в СМИ появилась информация, что около 20 воздушных судов НАТО «атаковали» средства противовоздушной обороны Крыма. Самолеты альянса были оснащены системами...

Александр Перенджиев: Россия должна показать свою готовность действовать жестко при нарушении госграницы

Минобороны России выступило с предложением разрешить военной авиации проводить бомбардировку по курсу следования нарушивших государственную границу судов, чтобы предупреждать их о...

Василий Дандыкин: Морская служба на военных катерах может оказаться очень сложной для женщин

Эксперимент по созданию женского экипажа на патрульном катере завершен и признан успешным, сообщил начальник отдела информационного обеспечения Черноморского флота Алексей Рулев...

Анатолий Кнышов: Российский бомбардировщик Ту-160 представляет серьезную угрозу для США

Американское издание Aviation Week & Space Technology посвятило материал советским бомбардировщикам. Самым опасным российским самолетом, по мнению экспертов, является...

Николай Тутрин: Новая боевая машина поддержки танков на базе «Арматы» укрепит Российскую армию

Генеральный директор концерна «Уралвагонзавод» Александр Потапов в интервью ТАСС сообщил, что УВЗ (входит в Ростех) прорабатывает новый вариант боевая машина поддержки...

Виктор Баранец: Танк Т-14 «Армата» может стать первой боевой беспилотной боевой машиной

Танк Т-14 «Армата» – один из уникальнейших представителей военной техники, который одним из первых станет полностью необитаемым, действуя в беспилотном режиме....

Юрий Хожайнов: При разработке пулемета РПЛ-20 будут применены новые конструктивные решения

Концерн «Калашников» начал разрабатывать новый ручной пулемет. За основу нового вооружения будет взят пулемет РПК-16, который будет существенно доработан с учетом...

Советы

Наши мероприятия

президиум

члены организации


В разделе созданы персональные страницы людей, кого сегодня с нами нет, кто будет служить примером для сегодняшних сотрудников силовых ведомств и простых граждан. Пожертвовав своей жизнью, они до конца выполнили свой гражданский, служебный и воинский долг.
 

 

Журнал «Офицеры»